Введение в соревновательный аспект Покемонов: азы боевой механики

Итак, некоторые из вас любят игры Pokemon (и речь не о Pokemon GO), но при этом после прохождения Лиги всегда забрасывали игру, потому что делать в игре больше нечего. Или же шайнихантинг надоел, и хочется чего-то нового. А вполне возможно, что случайно наткнулись на статью, и стало интересно, могут ли фанаты Покемонов как-то помериться силами и узнать, кто из них лучше. Если так, то эта статья может помочь в нелёгком пути – в ней рассказывается, чем Покемоны отличаются между собой и приводятся некоторые азы боевой механики. Ведь нужные Покемоны часто являются одним из ключей к тому, чтобы стать лучшим, а боевую механику для этого знать просто необходимо.

Что же, пожалуй, приступим.

1. Тип

Вероятно, каждый покетренер знает, что Покемоны, как и атаки, которые Покемоны используют, имеют определённый тип (или даже два). Всего в играх на данный момент существует 18 типов. Каждый из них имеет свой набор эффективностей: ходы супер-эффективного типа наносят по Покемону увеличенный урон, ходы не очень эффективного типа – уменьшенный урон. Кроме того, у некоторых типов существуют иммунитеты: Ghost-тип, к примеру, неэффективен против Normal-типа.
Если один тип эффективен против другого, наносимый урон ходами этого типа удваивается. Если неэффективен, то урон в два раза меньше. Если же не имеет эффекта, то урон, очевидно, нулевой.
Эффективность типов накладывается по правилу умножения. Это значит, что ход Earthquake (Ground) будет 4x (четырёхкратно) эффективен против Magcargo (Fire/Rock, 2*2=4), но при этом имеет 1x (нормальную) эффективность против Venomoth (Bug/Poison, 0.5*2=1), а Return имеет 0x эффективность против Gengar (Ghost/Poison, 0*1=0). Это относится не только к типу покемона, но и к типу атаки. Посчитайте эффективность Flying Press (Flying/Fighting) против Skarmory (Flying/Steel) сами ;)

2. Способность

Способность (Ability) – механика, связанная с данным Покемоном. Некоторые Способности никаким образом не влияют на Покемона соревновательно (к примеру, Illuminate или Honey Gather), но их меньшинство. Существуют Способности, которые влияют на покемона положительно, отрицательно или имеют оба эффекта сразу. К примеру, Serene Grace (Способность, которая удваивает шанс сторонних эффектов ходов, к примеру, шанс Scald поджечь становится 60%) влияет на покемона положительно. Defeatist (Способность, уменьшающая вдвое физическую атаку и специальную атаку Покемона, если его HP меньше половины) влияет на покемона отрицательно. Hustle (Способность, увеличивающая на 50% силу физических атак, но уменьшающая их точность на 20%) имеет и положительный, и отрицательный эффекты. Способности очень часто резко влияют на полезность покемона соревновательно. Ходы покемонов также часто выбираются под его Способности.

3. Базовые статы

Даже если Покемоны разных видов имеют одинаковый тип и Способность (к примеру, Alakazam и Reuniclus оба имеют Psychic-тип и Magic Guard), играть ими в большинстве случаев всё равно приходится по-разному. Одна из причин этому – наличие у Покемонов базовых статов.
Базовые статы (Base stats) – численные характеристики, которые связаны именно с данным видом Покемона. Всего базовых статов у Покемона 6 – HP (очки здоровья), Attack (физическая атака), Defense (физическая защита), Special Attack (специальная атака), Special Defense (специальная защита), Speed (скорость). Базовые статы используются для подсчёта реальных статов Покемона (тех, которые видны на экране описания данного Покемона в игре).

4. Ходы/Атаки

Ходы (во многих ресурсах, Атаки, Moves) – средство сражения данного Покемона с другими. Каждый покемон имеет свой набор ходов, которые он может изучить (Movepool). Ходы делятся на три типа: физические атаки, специальные атаки и статусные ходы.
Физические атаки и специальные атаки – ходы, которые наносят прямой урон, причём для подсчёта урона от этих ходов используются Attack или Special Attack атакующего покемона (зависит от того, физическая или специальная атака), а также Defense или Special Defense защищающегося покемона. Если покемон использует атаку своего типа, он получает STAB (Same-Type Attack Bonus) – сила этой атаки увеличивается в 1.5 раза. Советую не путать специальную атаку и STAB: для Алаказама атака Charge Beam является специальной, но не-STABовой, а атака Psycho Cut – STABовой, но физической, в то время, как Psychic является и STABовой, и специальной.
Атаки обладают тремя характеристиками: сила (power, число, которое показывает, насколько большой (относительно) урон от данной атаки), точность (accuracy, показывает вероятность попадания этой атакой) и сторонние эффекты (secondary effects, показывает, что ещё, помимо урона, делает эта атака). К примеру, Fire Blast имеет силу 110, точность 80 и сторонний эффект в виде 10% вероятности поджога.
Кроме физических и специальных атак, существуют ещё и статусные ходы. Они не наносят прямого урона, но часто являются довольно полезными: они могут влиять на боевые статы (об этом чуть позднее) Покемонов обеих сторон, на статусы покемонов, на боевую обстановку (погоду, землю, пр.), а также делать много других интересных вещей. Как пример, Will-O-Wisp имеет шанс 85% поджечь покемона оппонента, а Trick Room обращает очерёдность ходов Покемонов на поле на 5 ходов.

5. Характер

Вот мы и подошли к более сложным вещам, определяющим силу Покемона. Характер (Nature) – ещё одна из важных характеристик Покемона. Что делает характер: он либо не делает ничего, либо уменьшает один из статов на 10% и увеличивает другой на 10%. Характер может влиять на 5 статов: Attack, Defense, SpAtk, SpDef, Speed. Таким образом, существует 5*5=25 типов характера, из которых 5 типов не делают ничего.

Пример: возьмём двух идентичных (и одного уровня) покемонов с идентичными IV/EV (о них позднее) и характерами Docile (не делает ничего) и Calm (увеличивает спец. защиту, уменьшая атаку). Если у Покемона с Docile характером специальная защита будет 299, а атака – 171, то у Покемона с Calm характером специальная защита будет 299*1.1=328 (округление вниз), а атака – 171*0.9=153.

6. IV/EV

Вероятно, самая пугающая всех тема на пути к становлению соревновательным игроком. Но если вы смогли дочитать до этого момента, она ничего сложного из себя представлять не будет. Поехали.
Многие из вас замечали, что два пойманных диких покемона одного уровня всё равно различались статами, даже если их не качать. Всё дело в Индивидуальных значениях (IV, Individual Values).  Индивидуальные значения – числа, которые присущи данному покемону с вылупления/встречи в дикой среде/получения, и являющиеся дополнительными слагаемыми при подсчёте реальных статов. Индивидуальные значения могут находиться в пределах от 0 до 31. На сотом уровне 1 IV даёт +1 прирост к реальному стату (перед модификацией характером), на уровнях ниже прирост пропорционален. Это означает, что у покемона с 31 IV в атаке на сотом уровне атака на 31 больше, чем у покемона с 0 IV в атаке, а на пятидесятом – на 15 (или на 16 – зависит от EV) больше.
Также многие, вероятно, замечали, что при прокачке покемона, у него могут меняться статы, даже если он остаётся на том же уровне. Виной этому Значения прокачки. Значения прокачки (EV, Effort Values) – числа, которые тоже являются слагаемыми при подсчёте реальных статов покемона, и изменяются с его прокачкой. EV могут изменяться в пределах от 0 до 255 (от 0 до 252 в новых играх), а сумма всех EV покемона может быть максимум 510. На сотом уровне, 4 EV дают +1 прирост к реальному стату, на уровнях ниже прирост пропорционален.

7. Реальные статы и боевые статы
Реальные статы – те, что видны на экране Summary какого-либо Покемона. Для их подсчёта используются базовые статы, EV, IV и характер. Делается это по двум сложным формулам:
HPStatCalcGen34

OtherStatCalcGen34
Соревновательные игроки обычно не пользуются ими, но используют тот факт, что на сотом уровне бонус к стату равен IV+EV/4 (а на 50 уровне IV/2+EV/8 соответственно) перед модификацией характером.
Реальные статы используются для подсчёта боевых статов.
Боевые статы – реальные статы, к которым применены различные боевые модификации (типа статусов, эффектов вещей, усиления статов). К примеру, покемон с реальным статом Скорости 299 использует Dragon Dance. Это значит, что его Боевой стат Скорости стал 299*(3/2)=448 (округление вниз).
Боевые статы есть также для Точности (Accuracy) и Уворота (Evasion).
Как уже было написано ранее, Attack атакующего и Defense защищающегося покемона влияют на нанесённый физической атакой урон, а Special Attack атакующего и Special Defense защищающегося влияют на нанесённый специальной атакой урон. Боевой стат скорости влияет на очерёдность покемона на поле. К примеру, покемон с боевым статом 448 сделает свой ход раньше, чем покемон с боевым статом 399.
При использовании ходов, влияющих на величину Atk, Def, SpA, SpD, Spe, модификатор этих статов может меняться от +6 до -6, как и в случае Accuracy/Evasion (это значит, что прироста к атаке седьмой Dragon Dance подряд не даст).
Ниже приведена таблица для определения, какой модификатор даёт какой прирост к стату.
194
Ну и напоследок…

8. Статусы

Сражающийся покемон может оказаться в различных состояниях, которые будут влиять на то, как ведёт себя данный покемон на поле. Эти состояния называются статусами (Status).
Существует несколько видов статусов, а также подвидов.
Статусы, которые сохраняются у Покемона вне поля битвы:
Fainted – Покемон без сознания и не может сражаться. Внутри битвы это означает, что в команде осталось на одного боеспособного Покемона меньше.
Burned – Покемон подожжён. Каждый ход у Покемона отнимается по 1/16 здоровья. Также физическая атака Покемона уменьшается вдвое.
Paralyzed – Покемон парализован. Каждый ход, с вероятностью 25% этот покемон не сможет провести атаку. Также скорость Покемона уменьшается в 2 раза.
Asleep – Покемон спит и не может делать ходы (кроме Snore и Sleep Talk). Длится 1-5 ходов.
Frozen – Покемон заморожен и не может делать ходы. Каждый ход у Покемона есть 20% вероятность оттаять. Кроме того, Покемон может оттаять сразу же, если применит (или по нему ударят) любую атаку Fire-типа или Scald.
Poisoned (Badly Poisoned) – Покемон отравлен (или сильно отравлен). Каждый ход у него отнимается либо 1/8 здоровья (если он просто отравлен), либо на 1/16 здоровья больше, чем в предыдущий (если сильно отравлен).
Избавиться от таких статусов можно с помощью ходов (Heal Bell, Healing Wish), Способностей (Natural Cure, Healer), а также, можно их использовать для усиления покемона (к примеру, Guts увеличивает атаку в 2 раза при статусе даже в случае поджога, а Poison Heal лечит покемона на 1/8 здоровья каждый ход, если покемон отравлен).
Теперь о других статусах. “Временные” статусы включают в себя те, которые не сохраняются у Покемона вне поля битвы (т.е. при сменах). К таким относятся Confused, Attracted, Trapped и многие другие. Их очень много, все они сюда не влезут.

9. Приоритет

Приоритет (Priority) – одно из свойств ходов, которое отвечает за их очерёдность. Ходы более высокого приоритета (Priority Bracket) будут гарантированно выполнены раньше, чем ходы более низкого, какии бы медленным Покемон ни был. Внутри одного приоритета, очерёдность ходов распределяется по скорости. К примеру, на поле Арканайн с Extreme Speed (+2), Талонфлейм с Brave Bird (+1) и Азумарилл с Aqua Jet (+1). Допустим, Талонфлейм быстрее Арканайна, а Арканайн быстрее Азумарилла. Это означает, что последовательность будет такой: Extreme Speed (потому что он выше приоритетом) -> Brave Bird -> Aqua Jet (поскольку приоритет у Brave Bird и Aqua Jet одинаков, Талонфлейм ходит раньше Азумарилла).
Бывают ходы и с пониженным приоритетом: к примеру, Vital Throw имеет приоритет -1.

Что же, надеюсь, эта статья помогла усвоить некоторые азы боевой механики. Успехов!

Добавить комментарий